В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача активности и самостоятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных ситуаций.
Обновляющейся школе требуется такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а также на применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
- Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации, не приводит к системности знаний;
- Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
- Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися – репродуктивный, воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.
Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования у обучающихся современных ключевых компетенций:
· общенаучной,
· информационной,
· познавательной,
· коммуникативной,
· ценностно-смысловой,
· социальной,
· компетенции личностного самосовершенствования.
Школа должна создавать условия для формирования личности, обладающими такими компетенциями. Проектное обучение, как одно из современных методик и направлений, наиболее адекватно отвечает настоящим запросам общества.
В основе проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи.
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими обучающимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. Используя в обучении метод проектов, обучающиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата.
Проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Этот процесс нужно организовывать, моделировать так, чтобы обучающиеся научились:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Именно проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и нестандартные условия.
Данная программа эксперимента призвана обеспечить поступательное развитие одного из направлений деятельности школы как инновационного общеобразовательного учреждения – работы по организации проектной деятельности обучающихся.
Программа эксперимента ориентирована на основные положения и содержание программы развития школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, включенными в проектную деятельность, достижения психолого-педагогической науки и практики.
Программа предназначена для педагогов, реализующих развивающие технологии обучения, родителей, заинтересованных в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающихся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.
Цель программы: создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Задачи программы:
- разработка механизма интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы, развитие системы по её организации;
- развитие ресурсной базы школы (нормативно-правовой, материально-технической, учебно-методической, информационной, кадровой, организационной), отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включенных в проектную деятельность;
- внедрение в образовательную практику школы продуктивных педагогических технологий, методов и форм обучения, повышающих эффективность работы с обучающимися в процессе проектирования;
- организация активного и успешного опыта участия обучающихся в межпредметной творческой проектной деятельности;
- совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с обучающимися по формированию умений и навыков межпредметного проектирования.
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определяемых программой эксперимента, предлагается система показателей результативности:
· удельный вес численности школьников, вовлеченных в проектную деятельность;
· положительная динамика состояния здоровья обучающихся;
· повышение качества знаний обучающихся;
· рост объема проектных работ;
· количество программ, авторских методических разработок, курсов, методических рекомендаций по проблеме;
· рост числа педагогов-координаторов школьных проектов;
· рост квалификации педагогов;
· количество публикаций, отражающих результаты проектной деятельности.
Принципы построения программы:
принцип гуманизма;
принцип демократизма;
принцип научности;
принцип интегративности;
принцип индивидуализации и дифференциации;
принцип самореализации;
принцип мотивации.
Методологические принципы проектного обучения:
процесс работы не менее важен, чем ее результат;
учебный процесс должен строиться не в логике изучаемых предметов, а в логике деятельности;
опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;
допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех обучающихся;
комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;
система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к её результату;
гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность обучающихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.
Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:
- В центре деятельности – ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
- Образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
- Каждому предоставляется возможность свободно выбирать тему, вид, продолжительность, форму проекта. Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
- Индивидуальные темы работы над проектом обеспечивают выход обучающихся на свой уровень развития;
- Проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт.
- Проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими, осуществить свою идею, решить какую – либо проблему, принести кому-то пользу.
Проектная деятельность обучающихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).
При этом формируются умения и навыки проектирования.
Рис. 1. Схема формирования умений и навыков в проектной деятельности
Проектная деятельность успешно интегрируется в образовательный процесс школы. Её основные этапы и логика развития проектных умений обучающихся отражены в схеме.
Направления работы:
1. Организация проектной деятельности обучающихся.
2. Обучение школьников умениям и навыкам проектирования.
3. Организация методической работы с педагогами по проблеме.
4. Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня.
5. Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования.
В осуществлении программы участвуют :
Администрация школы
Опытно-экспериментальные лаборатории;
Педагоги;
Библиотекари;
ДЮО РБС;
Классные руководители;
Социально-педагогическая служба школы
Школьный музей
Участники проектного процесса находятся во взаимодействии, их функциональные обязанности разграничены.
Рис. 3. Взаимодействие участников проектного процесса
Функции администрации школы, в частности, включают:
- Разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к проведению проектных работ.
- Определение графика проведения проектов, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности.
- Осуществление ресурсного обеспечения проектной деятельности.
- Осуществление общего контроля за проектной деятельностью.
Функции руководителя предметной опытно - экспериментальной лаборатории:
- Определение предметных теоретических блоков, в рамках которых могла бы осуществляться проектная деятельность.
- Разработка примерного перечня тем проектных работ.
- Координации межпредметные связей в рамках проектной деятельности.
- Распределение нагрузки учителей-координаторов проектов.
Педагоги-координаторы проектов, являясь ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися проектной деятельности, выполняют следующие функции:
- Проведение консультаций с участниками проектов;
- Наблюдение за ходом проектной деятельности;
- Руководство проектной деятельности в рамках согласованного объекта исследования;
- Осуществление методической поддержки проектной деятельности;
- Планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода;
- Поэтапное отслеживание результатов проектной деятельности;
- Координация внутригрупповой работы обучающихся.
Функции классных руководителей:
- Информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами;
- Формирование проектных групп и контроль за осуществлением начального периода проектной подготовки;
- Организация поддержки ресурсного обеспечения проектов;
- Контроль за внешкольной проектной деятельностью;
- Помощь в подготовке к общешкольному фестивалю презентаций проектов.
Ответственные задачи в течение всего проектного периода возлагаются на библиотекаря школы и руководителя школьного музея:
- Ресурсное обеспечение проектов.
- Планирование работы библиотекаря с учетом проектной деятельности, работы с различными источниками информации.
- Представление участникам проектов возможностей видео- и медиатеки.
Немаловажная роль при выполнении проектов отводится родителям обучающихся. Они поддерживают своих детей в течение всего проектного процесса, помогают им.
Для реализации поставленных в программе задач разработана структура проектного процесса в школе.
Рис. 4. Структура проектного процесса в школе
Формы работы с педагогами в процессе реализации программы:
- Заседание педагогического совета;
- Заседание руководителей МО учителей-предметников;
- Заседание опытно-экспериментальных лабораторий (ОЭЛ);
- Заседание творческих групп педагогов;
- Занятия по обучению координаторов проектов;
- Семинары, семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, методические декадники;
- Консультации по вопросам проектирования;
Формы работы с обучающимися в процессе реализации программы:
- Проектные уроки и уроки с элементами проектной деятельности;
- Проектная деятельность в рамках предпрофильной подготовки;
- Курс практических занятий «Учимся проектировать»;
- Проектная деятельность на свободной самостоятельной работе;
- Рефлексивные круги;
- Задания НОУ;
- Предметные декадники в рамках программы курса «Партнерство в образовании»;
- Неделя учебных проектов;
- Фестиваль творческих идей.
Формы работы с родителями обучающимися в процессе реализации программы:
- Совместные учебные проекты;
- Родительское собрание;
- День открытых дверей;
- Презентация детских проектов;
- Анкетирование родителей.
Создание условий для реализации программы: для обеспечения проектной деятельности в школе создаются оптимальные условия: нормативно-правовые, материально-технические, учебно-методические, информационные, кадровые, организационные.
Нормативно-правовое обеспечение:
- Разработка нормативных документов, локальных актов, положений, регламентирующих проектную деятельность;
- Разработка вариативной части учебного плана, включающей проектную деятельность в рамках предпрофильной подготовки;
- Создание информационного банка данных.
Материально-техническое обеспечение:
- Приобретение всех необходимых для выполнения проектов материалов;
- Приобретение расходных материалов для оргтехники (картриджи, фотобумага и др.);
- Приобретение лабораторного оборудования для школьных лабораторий (кабинеты химии, биологии);
- Приобретение научно-популярной, учебной, методической литературы;
- Создание мультимедийной студии;
- Оснащение кабинета экспериментальных классов для презентации достижений обучающихся в проектной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение:
- Разработка программ, авторских курсов, методических рекомендаций по проблеме;
- Освоение педагогами современных технологий, в том числе информационных;
- Создание методических пособий, методических материалов для координации проектов;
- Составление диагностических материалов;
- Тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности.
Информационное обеспечение:
- Пополнение фондов школьной библиотеки;
- Использование возможностей Интернета;
- Создание видео- и медиатеки;
Кадровое обеспечение:
- Подготовка педагогических кадров;
- Обучение педагогов основам проектной деятельности;
- Прохождение педагогами курсовой подготовки по проблеме;
- Увеличение числа педагогов-координаторов учебных проектов.
Организационное обеспечение:
- Составление планов, графиков проектных работ;
- Определение общешкольной темы, объединяющей проекты;
- Утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
- Обучение педагогов и обучающихся проектной деятельности;
- Предоставление места для работы над проектами (библиотека, учебные кабинеты, школьные лаборатории, компьютерные классы и др.);
- Разработка примерного перечня тем проектных работ;
- Координация межпредметных связей в рамках проектной деятельности;
- Информирование через школьную газету.
Рис. 5. Пирамида приоритетов обеспечения проектной деятельности
- Высокая профессиональная компетентность;
- Активная научно-методическая деятельность;
- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
- Высокий уровень теоретической подготовки по проблеме;
- Общекультурная эрудированность;
- Владение возрастной психологией;
- Наличие организаторских способностей;
- Доброжелательность, высокий педагогический такт.
Прогнозируемые результаты реализации программы.
Реализация программы эксперимента позволит:
- Усовершенствовать существующую в школе систему по организации проектной деятельности;
- Создать систему подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися, выполняющими проекты;
- Повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качества знаний);
- Улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал школьников;
- Обобщить результаты по применению метода проектов в образовательный процесс;
- Повысить качество образования.
В результате осуществления программы у обучающихся должны:
- Сформироваться умения и навыки проектирования; умения работать в автономном режиме (автономность) и умения коммуникативного характера (совместность);
- Появиться опыт социального взаимодействия, сотрудничества, сотворчества;
- Повыситься интерес к учебным предметам и сформироваться внутренняя познавательная мотивация;
- Повыситься уровень активности, самостоятельности школьников и качества знаний;
- Сформироваться умения пользователя информационными ресурсами и средствами коммуникации.
Предполагается, что программа будет способствовать росту удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
Планирование действий по реализации экспериментальной программы «ПРОЕКТория»
№ п/п |
Направление работы |
Действие |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Организация проектной деятельности обучающихся |
Составление общешкольного плана работы над проектами |
Август – сентябрь 2008 г. |
Администрация |
Выбор общешкольной темы проекта |
Май |
Творческая группа педагогов |
||
Определение и выбор форм, средств, способов выполнения проектов, распределение обязанностей |
Октябрь – ноябрь |
Педагоги |
||
Организация работы над проектами: На уроках; Свободной самостоятельной работе; Во внеурочное время; На рефлексивных кругах.
|
В течение года |
Педагоги-координаторы проектов |
||
Выполнение проектов в соответствии с этапами работы |
Декабрь – февраль |
Координаторы проектов |
||
Подготовка проектов к презентации |
Март |
Зам директора по УВР, координаторы проектов |
||
Подготовка мероприятий проектной недели |
Март |
Зам директора по УВР |
||
Проведение недели учебных проектов |
Апрель |
Зам. директора по УВР, руководители ОЭЛ, координаторы проектов |
||
Проведение фестиваля творческих идей |
Апрель |
Зам директора по УВР, руководители ОЭЛ |
||
2 |
Обучение школьников умениям и навыкам проектирования |
Организация консультативной помощи для обучающихся, направленной на их творческую самореализацию в проектной деятельности |
В течение года |
Творческая группа педагогов |
Проведение курса практических занятий по формированию умений и навыков проектирования «Учимся проектировать» |
Октябрь – декабрь |
Зам. директора по УВР, педагоги |
||
Организация работы спецкурсов, курсов по выбору, дополнительных образовательных курсов проектной деятельности в рамках предпрофильной подготовки |
В течение года |
Зам. директора по УВР, педагоги |
||
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры через предметы по выбору, спец курсы по информатике и использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях различных учебных предметов |
В течение года |
Учитель информатики, педагоги-предметники |
||
3 |
Организация методической работы с педагогами по проблеме |
Организация повышения квалификации педагогов |
Май |
Зам. директора по УВР |
Подготовка педагогических кадров, обучение педагогов – координаторов проектов |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
||
Проведение заседаний педсоветов, научно-методических семинаров, опытно-экспериментальных лабораторий, творческих групп по проблеме |
Весь период |
Администрация, руководители ОЭЛ |
||
Организация для педагогов постоянно действующего семинара по вопросам применения метода проектов в образовательном процессе |
Октябрь – март |
Зам. директора по НМР |
||
Создание банка методических разработок по проблеме |
Весь период |
Педагоги |
||
Создание мультимедийной продукции по проектной деятельности |
Весь период |
Обучающиеся, педагоги |
||
Создание базы данных интернет – ресурсов по проектной деятельности |
Весь период |
Учитель информатики |
||
Пополнение школьной библиотеки, медиатеки методическими материалами по проектной деятельности |
Весь период |
Библиотекарь |
||
Изучение передового опыта по проблеме организации проектной деятельности и его презентация в педколлективе |
В течение года |
Педагоги |
||
Изучение вопросов формирования умений и навыков проектирования обучающихся в рамках самообразования педагогов |
В течение года |
Педагоги |
||
4 |
Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня |
Участие обучающихся в общешкольном фестивале презентации творческих идей |
Ежегодно, апрель |
Педагоги-координаторы проектов |
Участие обучающихся с проектами по биологии, математике, физике, химии, информатике в муниципальных ученических научно- практических конференциях |
ежегодно |
Учителя - предметники |
||
Участие обучающихся в муниципальной олимпиаде по информационным технологиям |
Ежегодно |
Учитель информатики |
||
Участие обучающихся с проектами во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» |
Ежегодно |
Педагоги |
||
Участие педагогов с обобщением опыта работы по проектной деятельности, с методическими проектами в различных конкурсах: - Муниципальный конкурс методических разработок; - Всероссийский фестиваль «Открытый урок», организованный издательским домом «Первое сентября», и др. |
Весь период |
|
||
5 |
Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования |
Анкетирование обучающихся и педагогов накануне проектной недели |
Март |
Зам. директора по УВР |
Анкетирование по результатам проектной недели |
Май |
Зам. директора по УВР |
||
Проведение диагностики затруднений при выполнении проектов |
В течение года |
Социальный педагог, зам. директора по УВР |
||
Использование диагностических методик на занятиях по курсу «Учимся проектировать» |
В течение года |
Педагоги |
||
Проведение диагностики формирования проектных умений обучающихся |
В течение года |
Педагоги, классные руководители, зам. директора по УВР, социальный педагог |